Назад к списку

Ligne Roset представляет Пьера Полена 

По случаю выпуска в этом году сразу нескольких объектов, созданных Пьером Поленом, французский бренд Ligne Roset попросил Анн Бони, автора многочисленных книг и статей об истории дизайна, написать о нем эссе. 


Пьер Полен — одна из важнейших фигур в истории дизайна — создал собственный неповторимый стиль. Он все время искал себя в профессии, отстаивая непреложные принципы, такие как честность, требовательное отношение к материалу, чувство эргономики, ответственность за дальнейшую работу и использование предмета. Благодаря этому упорству с 50-х годов и по сей день его творчество остается актуальным.

Пьер Полен (Pierre Paulin)

НАЧАЛО ПУТИ

Pierre Paulin
Уже в тринадцать лет, благодаря тесному общению со своим дядей, Жоржем Поленом, индустриальным дизайнером, занятым в сфере автомобилестроения, Пьер осознает свое предназначение. Его тяга к работе с материалами усиливается в годы ученичества в мастерской по обработке камня в Боне. Его умение обращаться с объемами растет, когда он постигает искусство работы с глиной в Валлорисе. Там он встречает Пабло Пикассо, открывшего ему смысл искусства. Возвратившись в Париж, Полен выбирает профессию дизайнера интерьеров и поступает в школу прикладных искусств Камондо, где изучает культурологию и историю стилей. Технические навыки дают ему возможность исследовать прошлое, чтобы создавать будущее. В 1950-м году он оканчивает школу.

НОВАЯ ОБСТАНОВКА

CТУЛ TV И LE SECRÉTAIRE MURAL.  Выставка 1953 года.

Война закончилась, начинаются процессы восстановления. Франция принимается за работу. Острая нехватка жилья обуславливает появление готовых типовых домов. Новая архитектура диктует свои требования. Гостиная теперь берет на себя функции двух традиционных комнат: для приема гостей и столовой, часто с открытой кухней по американскому образцу.

Новая типология интерьера требует мебели другого типа: рациональнее и функциональнее прежней. Открывающиеся секретеры, шкафы-стенки, которые одновременно выполняют функцию бара, радиоточки и книжного шкафа, раскладные столы, выезжающие столики, кресла-кушетки и диваны-кровати. В 1948 году Гран-Пале становится пространством первой выставки Salon des Arts Menagers. Здесь представлены новые технологии и концепции интерьера. При поддержке Марселя Гаскойна Пьер Полен развивает принципы рационального использования и обозначает социальную роль дизайна.

ПРОЕКТ ОДИН, РЕШЕНИЙ МНОГО

Пьер Полен отваживается на создание собственной коллекции. «Мой единственный инструмент — рабочий стол», — говорит он. К тому времени во Франции существует лишь немного производителей мебели. И к ним очередь. Пьер Полен не может ждать и решает все делать сам.

LE SECRÉTAIRE MURAL.  Создан в 1953 и перевыпущен в 2015 LIGNE ROSET.

В 1953-м году на парижском салоне в разделе «Дом сегодня» он впервые выставляет коллекцию мебели под собственным именем. Модели, датированные 1952 годом, сделаны из дерева и шпона столяром из городка Ла-Ферте-Су-Жуар Фернаном Куином. Пьер Полен сразу был отмечен журналом «Мейзон Франсез», опубликовавшем его обеденный уголок в апрельском номере за 1953 год. Уголок состоял из шкафа для посуды и одновременно бара с переставными полочками и скользящими дверцами, обеденного стола с выдвижными столешницами из черного дерева и деревянных стульев в мягкой обивке.

ОБЛОЖКА ЖУРНАЛА МЕЗОН ФРАНСЕЗ.  Год выпуска 1953.

В ноябре мебель для гостиной Полена появилась на обложке журнала: модель позирует, сидя на кушетке, которая может превращаться в кровать, рядом журнальный столик с выдвижным ящиком и дверцей. А настенный секретер с откидной крышкой-столешницей, отделанной прорезиненным пластиком Resopal, украсил материал коллеги Полена дизайнера Мишеля Мортье, посвященного настенной архитектуре. Пьер Полен издает четырехстраничный рекламный буклет, пытаясь предложить свою мебель парижским магазинам — к сожалению, безуспешно. Галерея Mai продает некоторые из его моделей, другие издает фирма Meubles TV. «Я мечтаю о серийном выпуске», — говорит в то время Полен.

Переиздание настенного секретера Le Secretaire Mural

Делать нужные вещи, думать о функции, приспосабливать их к малогабаритным квартирам, — это соответствовало требованиям 50-х годов. Сегодняшняя финансовая ситуация, слишком дорогое жилье и изменения в структуре семьи делают первую коллекцию Пьера Полена актуальной, как никогда. Переизданием избранных вещей 1953 года — кушетки Daybed, настенного секретера Le Secretaire Mural, cтолика Lupo и стула TV, — Ligne Roset подтверждает свой статус законодателя мебельной моды, стремящегося выпускать только значимые и «точные» модели.

КУШЕТКА DAYBED.  Создана в 1953 и перевыпущена в 2015 LIGNE ROSET.

ЭРА СТАЛЬНОЙ ТРУБКИ 

 1952 год положил начало успешному сотрудничеству Полена с французским филиалом фирмы Thonet. Дизайнер знакомится с новыми материалами: resopal, полиэстер, латекс, нержавеющая сталь. Экспериментирует со стальной трубкой, используя ее как каркас для мебели.

Письменный стол СМ 141

В 1954 на Выставке декораторов (Salon des Artistes décorateurs) Полен выставляет функциональный письменный стол СМ 141, который сегодня выпускается Ligne Roset под названием Tanis.

Письменный стол TanisСоздан в 1953 и перевыпущена в 2008 LIGNE ROSET

Журнальный столик СМ 191 1955 года выпуска с подстольем в виде перевернутых козел также может служить примером. В 1961 году Полен представил на очередном салоне в разделе «Практичные формы» дамский письменный стол СМ 193.

Дамский письменный стол СМ 193

Именно его он переработал в 2008 году для Ligne Roset, дав ему название Ursuline.

Письменный стол Ursuline cоздан в 1959 и перевыпущен в 2008 LIGNE ROSET

В 1962 году он создает диван лаконичного дизайна Модель 442, который сегодня входит в программу Ligne Roset как Andy.

Диван Модель 442

ДИВАН ANDY cоздан в 1962 и перевыпущен в 2015 LIGNE ROSET

Система полок La Bibliotheque Fil, разработанная в 1972 году с применением продвинутых технологий остается в единственном экземпляре, пока Ligne Roset не решает включить ее в коллекцию 2015/2016 года.

Система полок La Bibliotheque Fil

Система полок La Bibliotheque Filcоздана в 1972 и перевыпущена в 2015 LIGNE ROSET

Бескомпромиссность, идеальность решения, функциональность проектов Пьера Полена, — вот причины, почему Ligne Roset издает и привлекает внимание к его моделям, не теряющим актуальности.

ОДЕЖДА ДЛЯ МОДЕЛЕЙ 

В 1955 Пьер Полен создает кресло без подлокотников (СМ 194). Он адаптирует технологии, используемые для автомобильного сиденья, и оббивает его эластичным материалом. Полен находит чудо-материал в индустрии моды, где тот используется для производства купальников — вот и инновационное решение: как избежать несимпатичных складок и облегчить работу обивщика.

Кресло без подлокотников (СМ 194) 

 Наконец он нашел все ингредиенты для своих будущих работ: трубку, пенистый наполнитель и обивочный материал.

КРЕСЛО ARCHIСоздано в 1955 и перевыпущено в 2009 LIGNE ROSET 

 Кресло, получившее у Ligne Roset название Archi, обозначило важный этап в творчестве Полена.

Кресло Orange Slice для голландской фабрики Artifort 

1958 год ознаменовался началом долгого и плодотворного сотрудничества с голландской фабрикой Artifort. С ней Полен разрабатывает новую концепцию объема и цвета. 60-е годы несут с собой изменения. Общество становится другим. Дизайнер думает о поколении Беби-Бумеров и их детях и создает множество оригинальных моделей. «Я — пионер в технике надевания пенистого наполнителя на металлический каркас и использования эластичных материалов», — заявляет он. «Все строится на освобожденном материале, освобожденном от насилия обивщика. Материал расправляется и принимает естественную форму, как парус на ветру».

АРХИТЕКТОНИКА ЧЕХЛА 

Президент Франции Жорж Помпиду устремлен в будущее и просит Жана Кураля, главу отдела разработок государственного собрания мебели (Mobilier National) найти идеального оформителя президентских апартаментов в Елисейском дворце (1970-71 гг).

Комната отдыха рядом со столовой Паулин в Елисейском дворце 

Выбор падает на Пьера Полена, который предлагает полностью переделать интерьер. Чтобы сохранить исторический декор, являющийся памятником искусства, он возводит вторую стену — самостоятельную конструкцию, «комнату в комнате». Бывший салон меблируется большими креслами и диванами из бежевой грубой кожи.

КРЕСЛО PUMPKIN создано в 1971 и выпущено в 2008 LIGNE ROSET 

Позже Полен доработал их, а Ligne Roset издала под названием Pumpkin.

Эскиз курительной комнаты из апартаментов Елисейского дворца, 1970 

Курительная комната в форме алькова обтягивается штофными обоями кремового цвета. В ней девять сидений, крепящихся к стене, в центре — четыре пуфа со спинками. Это мягкая группа Elysee. Она, как и маленький столик с круглыми столешницами из гостиной, не теряют актуальности.

Курительная комната из апартаментов Елисейского дворца, 1970 

Дизайн и цвет этой мебели излучают комфорт.

КРЕСЛО ÉLYSÉсоздано в 1971 и выпущено в 2012 LIGNE ROSET.

ВЛЮБЛЕННЫЙ В РЕМЕСЛО 

В начале 80-х Пьер Полен снова заинтересовался прикладным искусством. Он возвращается в мастерские отдела разработок французского государственного собрания мебели, к своим соратникам и там заново открывает для себя технологии великих краснодеревщиков, занимается созданием штучных вещей и мебели ограниченной серии.

КРЕСЛО CURULE

В мае 1983 года он выставляет десять экспонатов в Парижском музее прикладного искусства. Среди них — кресло Curule (1982) из лакированного розового дерева и кожи, а также стол Caree со сложной геометрической конструкцией из лакированного бука.

КРЕСЛО CURULE создано в 1982 и выпущено в 2009 LIGNE ROSET 

Сегодня они в доработанной версии входят в программу Ligne Roset как Curule и Anthigone и лишний раз подтверждают точность интуиции дизайнера.

Стол AnthigoneСоздано в 1981 и выпущено в 2009 LIGNE ROSET 

В прошлом шедевры прикладного искусства — сегодня модели, изготавливаемые в цехах Ligne Roset. Архитипичный, никогда не стареющий дизайн.

LIGNE ROSET ВЫПУСКАЕТ ПЬЕРА ПОЛЕНА 

До преклонных лет он оставался верен своей профессии. В 2008 году Полен создал кресло Anda для Ligne Roset. Сохраняя верность идеям дизайнера, семейное предприятие Roset издает около двадцати предметов мебели и ковров его авторства, которые абсолютно созвучны современным тенденциям дизайна. Это увлекательнейшее дело, начатое с позволения самого автора еще при его жизни и продолжающееся согласно воле наследников, — доставать сокровища из архивов мастера. Некоторые проекты — например, этажерка Thot (2011) — смогли впервые увидеть свет.

Пьер Полен до конца своих дней сохранил свободный полет мысли и жажду борьбы. Ligne Roset заботится о том, чтобы имя мастера и его творения продолжали жить. На родине во Франции и по всему миру. 

В БОРЬБЕ ЗА ФОРМУ. ПЬЕР ПОЛЕН, НЕСТАРЕЮЩИЙ ДИЗАЙНЕР. Aнн Бони, сентябрь 2015