Назад к списку

Дизайнер Филипп Нигро: вечный странник, живущий то в Милане, то в Париже, и всегда возвращающийся в Ниццу

Ницца — плавильный котел искусств, что абсолютно соответствует творческим установкам Филиппа Нигро. Он — плоть от плоти этого города. Здесь он родился, сюда все время возвращается. 


В колледже Порт Лимпия будущий дизайнер учился у Жераля Меерло, профессора изобразительных искусств, страстного знатока местной культуры и живописи от Матиссадо Сезара. «Я чувствовал себя вовлеченным в круг новых реалистов», — вспоминает Нигро. Вектор был задан. В Антибе Филипп Нигро получает диплом о среднем профессиональном образовании по специальности прикладное искусство. Затем он поступает в высшую школу La Martiniere в Лионе, где два года занимается промышленным дизайном — междисциплинарной специальностью, требующей знаний в разных областях, как технической, так и художественной. Филипп Нигро увлекается теорией дизайна и развитием концепций. Он оттачивает свой оригинальный почерк и совершенствуется в создании эскизов. В Париже Нигро поступает в знаменитую школу изящных и прикладных искусств Ecole Boulle, где изучает дизайн — новое, только недавно открытое направление. Специальность ему преподает Франсуа Азамбур, заразивший Филиппа страстью к исследованиям и инновационным изобретениями. Сам Нигро называет себя «старой школой». Он любит рисовать от руки и делает эскизы по старинке на кальке с помощью чертежных инструментов. Это дает ему больше времени на отшлифовку проектов. А компьютер для него — лишь один из инструментов. 


МИЛАН 

В 1999 ГОДУ ФИЛИПП НИГРО, УЖЕ ДИПЛОМИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ, ПЕРЕЕЗЖАЕТ В МИЛАН, НЕФОРМАЛЬНУЮ СТОЛИЦУ ДИЗАЙНА, И С ГОЛОВОЙ ПОГРУЖАЕТСЯ В ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ЭТОГО ГОРОДА, ИСПОВЕДУЮЩЕГО АРХИТЕКТУРУ И ДИЗАЙН.


Трехмесячная практика у Микеле де Лукки оборачивается13-летним опытом работы. Де Лукки, основатель радикальной дизайн-группы Cavart (1975) и член Мемфиса (1981), руководит в Милане собственной студией. «Я остался там работать и это произошло естественным образом»,— говорит Нигро. Молодой дизайнер наблюдает, учится и ждет своего часа. Интересная работа — студия является специалистом в разных областях: промышленный дизайн, архитектура, интерьеры, сценография. Нигро осваивает компьютерные программы, вырастает до руководителя отдела предметного дизайна и тесно контактирует с Маэстро.


«Работа дизайнера не в том, чтобы, подобно скульптору, высекать форму, а в том, чтобы наделять предмет новым смыслом: коммуникативным, функциональным и эргономическим», — говорит де Лукки (1996).


“Workshop” Milan, 2008


Филипп Нигро работает на стыке промышленности и дизайна. Он отвечает за сотрудничество с галереей лимитированных вещей и ведет спецпроекты. Увлекательная работа обогащает Филиппа бесценным опытом, повлиявшим на его развитие и становление как дизайнера. Нигро находит время и на реализацию собственных проектов, используя инструменты и мастерские дизайн-бюро де Лукки. «Микеле каждому в студии дает возможность удовлетворить собственные интересы. Это невероятное счастье — познать профессию как увлечение».


ВСТРЕЧА С МИШЕЛЕМ И ПЬЕРОМ РОЗЕ

Филипп Нигро подает заявку в VIA (фонд поддержки инноваций в мебельной индустрии) и получает грант на реализацию проекта и его экспозицию в галерее VIA и на выстаставках в Париже и Милане. Один из проектов он осуществляет в 2008 году в сотрудничестве с ассоциацией Compagnons du Devoir и получает уникальный шанс познакомиться с традиционными технологиями производства и вступить с ними в диалог. В результате появляется диван Intersections — объединение мягких модулей в единую асимметричную композицию в точно подобранной цветовой гамме. 

Тогда и происходит знаменательная встреча с Мишелем и Пьером Розе. Увидев оригинальный почерк Нигро, оба «импрессарио» решают включить диван в программу фабрики. Под неусыпным оком дизайнера проект приводится в соответствие с требованиями промышленного производства и в 2009 году предстает перед публикой под названием Confluences. 

ДИВАН CONFLUENCES 

Ligne Roset, 2009


Так начинается многолетнее сотрудничество. Филипп Нигро знакомится с семейным предприятием Розе и его уникальными возможностями, корни которых уходят в далекий 1860-й год. С 70-х годов Мишель и Пьер Розе следуют стратегии, которая гласит: сотрудничество с внештатными дизайнерами способствует развитию марки. 

«Моя задача — искать и находить творческие личности с глубинным подходом»,— говорит Мишель Розе. 

Опыт взаимодействия с промышленными средствами производства, требованиями серийного выпуска, жесткими рамками бюджета, ориентацией на покупателя расширили сферу знаний Филиппа Нигро.


CОЧЕТАНИЯ И АСИММЕТРИИ

Как в свое время Жан Пруве, Нигро делает вещи, интересные с технической точки зрения — например, стол T.U (2010, проект Via 2009). 

КРЕСЛО FLAX 

Ligne Roset

В процессе первой работы с Ligne Roset он общается с мастерами, видит как взаимодействуют полярные компетенции, как реализуется стратегия качества марки. Нигро создает компактное кресло из цельного дерева Flax, своеобразное посвящение работе столяра. Модель построена на игре линий, меняющей визуальное восприятие объекта. 



СТЕЛЛАЖ CUTS 

 Ligne Roset, 2011

В стеллаже Cuts Нигро продолжает развивать принцип конструктора. Чтобы побороть жесткость системы, он придумывает модули, которые можно ставить и перемещать, как хочешь. 

«Каждый раз получается новая композиция, так мы избегаем симметрии. Внутреннее пространство — единственное, что объединяет систему». 

В вешалке Passe Passe (2011) он использует прием очуждения: банальная стремянка обретает новый смысл, подобно дюшановским объектам реди-мейд.

Вешалка Passe Passe

Ligne Roset, 2011


HERMÈS, BACCARAT, LEXUS...

Ангажированный по оба склона Альп, Филипп Нигро во Франциии и в Италии одинаково дома. Для марки Serralunga он создает диван из ротационно формованного пластика. Для Foscarini — светильник Nuage (2012-13), где перемещение одного крыла рождает иллюзию движения в манере оп-арта Виктора Вазарели. Hermès открывает ему свой мир. Функциональные объекты музея марки вдохновляют дизайнера на создание коллекции Nécessaires (2013) — предметов, дополняющих основной состав мебели для дома. C иронией дизайнер наделяет их неожиданными функциями. Серию Les Curiosités (2014) составляют коллекционные вещи: бар, чайный шкаф или шкаф для обуви и предметы гардероба. Светильник Celeste (2013) вписывает имя Филиппа Нигро в хрустальную историю Baccarat.


Выставка «Итальянский дизайн выше кризиса», 2014


У стеклодувов и резчиков по стеклу Филипп учится побеждать капризы материала. Для венецианской компании Veniniон создает вазу в форме бокала — Attitude (2014). Сценография также относится к числу его многочисленных талантов. В 2014 году Миланское Триеннале приглашает Нигро в качестве художника-оформителя выставки «Итальянский дизайн выше кризиса». В великолепном здании Триенналеон создает ландшафт из пересекающихся плоскостей, как в паркуре, чередует открытые и закрытые пространства. Он представляет экспозицию по типу архитектуры в архитектуре, предлагая рассматривать экспонаты будто с вертолета. 


Концепт-кар Lexus

Для автомобильной марки Lexus Нигро инсценирует концепт-кар на тему пяти чувств. Полный препятствий паркур позволяет оторваться от контекста и взглянуть на предмет с неожиданной точки зрения.


НЕПРИНУЖДЕННО

В производственных цехах в Бриоре во французском департаменте Эн владеют значительным ноу-хау в области работы с пенистыми наполнителями, что позволяет осуществить самые претенциозные и неожиданные идеи дизайнера. В работе над Manarola для Филиппа Нигро ключевым словом стало слово "комфорт". Низкое, мягкое и удобное сиденье, высокая спинка с тремя горизонтальными подушками. Нигро использует и мастерство обивщиков, и высококлассную работу плотников: изящные ножки из массива, напоминающие подставку для люльки, — остов, на которое положено сиденье.

КРЕСЛО MANAROLA

 Ligne Roset, 2016


Новая работа Филиппа Нигро возвращает нас к началу его творчества. Когда Мишель Розе ставит задачу сделать диван встиле 70-х, дизайнер создает его из цитат моделей поколения бэбибумеров, одержимого идеей удобства и комфорта.

Коллекция MANAROLA 

Ligne Roset, 2016


Без лишнего шума Филипп Нигро раскрывает сокровища своего внутреннего мира. Его творчество уходит корнями в глубинные пласты искусства, истории и опыта. Он идет своей дорогой, желая одного — пробираться все дальше и глубже. Он вечный странник, живущий то в Милане, то в Париже, и всегда возвращающийся в Ниццу.


текст: Анн Бони